Что такое Аджайл и Скрам?

Agile – это не про процессы, Agile – это про людей.


В первую очередь, важно уяснить для себя, что Agile (и, например, конкретно Scrum) это не про утренние стендапы, допустимые изменения планов, бэклоги и прочие артефакты и процессы. Agile – это люди. И какими бы ваши летучки не были регулярными, спринты одинаковой длины, а видение продукта четкое, ясное и лаконичное, если люди (начиная от разработчика, заканчивая высшим руководством) не будут мыслить ценностями Agile – вы будете лишь «делать Agile», а не следовать ему.


Я работаю в компании, где ценности Agile разделяются всеми и внесены в базовые принципы корпоративной культуры. Это значит, что каждый сотрудник, каждая команда знает, чего от нее хотят, когда ей необходимо принять какое-либо решение. И ключевой момент в том, что команда должна иметь возможность принимать решения самостоятельно, руководствуясь общим видением продукта. Не руководитель, спустивший задачу сверху, не заказчик, который зачастую не знает, как может выглядеть идеальное решение его проблемы, а именно команда, наделенная самостоятельностью и ответственностью.


Несомненный плюс Agile в возможности корректировать свой маршрут на пути движения к цели. Как я упомянул выше, очень часто заказчик сам не знает, что же он действительно хочет получить в результате. Ну, например, заказчик пришел с ТЗ, по которому мы должны разработать сверхмощный прожектор, да еще и с возможностью «заглядывания» за угол. ТЗ четкое, все характеристики есть – бери и делай. И это можно сделать – мы специалисты по прожекторам. Важное отличие гибких методологий в том, что уже на этом моменте должен возникнуть вопрос: а какую проблему хочет решить заказчик? И после серии встреч и обсуждений выяснится, что у него есть большая парковка, и где-то в дальнем углу стоит самокат, который охранник не видит из своей сторожки, поэтому его надо подсветить, чтобы его не украли.

Хорошо, так может достаточно поставить небольшой фонарь в дальнем углу парковки, решит это проблему? «О, точно ведь!» - воскликнет заказчик. Давайте разберем дальше: «Самокат можно переставить?» - «Да». «Место у сторожки есть?» - «Да». Давайте тогда переставим его к сторожке и больше ничего делать не надо. Фантастика! Работали бы мы по ТЗ – сейчас бы наши специалисты лазили по столбам и добивались четкого пучка света именно в тот угол, где стоит самокат, особенно в туман, дождь и прочую непогоду. Да и самокат украсть можно бы было и под лучами прожектора.


И это еще один важный момент для выстраивания хороших отношений с клиентами. Мы бы могли заработать кучу денег на таком прожекторе, заказчик бы получил его, но все равно самокат украли. В итоге мы получили бы кратковременную выгоду, но вряд ли этот клиент мы пришел к нам снова. А вот во втором случае, мы заработали всего лишь на «консалтинге», но получили нечто большее – лояльного клиента, которые точно вернется к нам, а что еще лучше – приведет новых заказчиков.

Подготовлено для портала Точка.

 

Связаться с нами