Как снять обучающий видеоролик: 10 секретов технического писателя

29 мая в 08:07

Я – технический писатель, 4 года снимаю обучающие видеоролики для системы Directum RX. В беседе со мной коллеги часто слышат:

  • «К ролику пришли замечания»;
  • «Дай, пожалуйста, доступ к роликам»;
  • «Любовь к роликам» и тому подобное.

Наверное, в их головах рисуются примерно такие картинки:

image

image

Вообще последняя картинка не далека от правды. Я люблю обучающие видеоролики, которые снимаю. По факту это скринкасты, разбавленные анимированной инфографикой и визуальными эффектами. В них есть качественная озвучка и субтитры. Они публикуются на YouTube и добавляются в веб-справку по системе. Их общая цель – научить сотрудников использовать систему на полную катушку с максимальной пользой. Вот пример:


Создание такого ролика состоит из 10 этапов. Именно о них я расскажу в этой статье. Плюс поделюсь любимыми «граблями» каждого этапа.

Речь пойдет именно о технических этапах разработки ролика: написании сценария, съемке, монтаже и т.д. Я осознанно пропускаю мучительный этап выбора темы, а также анализа, нужен ли ролик вообще, или лучше подойдет текстовая инструкция. При желании можем пообщаться об этом в комментариях.

Будем считать, что на входе уже есть тема ролика, четко обозначенная целевая аудитория и назначение ролика. Пора творить!

Этап первый. Исследование

У этого этапа две цели: читерская и утопическая.

Читерская цель: собрать полезные материалы, которые облегчат прохождение следующих этапов.

Я создаю документ, в котором:

  • записываю входные данные: тему, цель ролика и целевую аудиторию (ЦА). Они помогают отбирать информацию для ролика. Я спрашиваю себя: эта информация поможет достичь цели, раскрыть тему, она точно необходима указанной ЦА? Ответ «да» – добавляю информацию в ролик, ответ «нет» – удаляю;
  • составляю список материалов для изучения: ссылки на разделы справки, статьи, исследования, уроки из курсов обучения;
  • вставляю ссылки на похожие ролики конкурентов. Пишу, что из чужих роликов можно позаимствовать и как лучше не делать. Например, благодаря чужим «граблям» появилось правило: в наших роликах не добавлять важную информацию в самом низу экрана. Иначе на YouTube она перекроется плеером:

    image
  • добавляю мнения экспертов компании. Записываю, какие примеры из жизни стоит показать в ролике, уточняю, с чем у пользователей обычно бывают сложности. Например, узнаю, в заполнении каких полей сотрудники клиентов путаются чаще всего и почему;
  • составляю план (скелет, рыбу) ролика. План ролика понадобится для достижения утопической цели первого этапа, а именно: сформировать у меня и согласующих единый образ будущего ролика.

    image


Обычно над роликом работает 3-4 человека:

  • технический писатель – основной исполнитель;
  • эксперт и/или аналитик – согласующие, которые проверяют полезность контента, помогают придумать «живые» примеры;
  • нормоконтролер – согласующий, второй технический писатель, который смотрит на текст «свежим взглядом», вычищает «воду», опечатки, следит за стилем.


У всех участников на первом этапе в голове должна сложиться общая картинка ролика. Поэтому мы встречаемся всей командой, смотрим результаты исследования, совместно исправляем и дополняем план. Я называю вторую цель утопической, потому что фантазия играет злые шутки. Одни при словах «один кадр наезжает на другой» представляют красивую смену кадров, другие – жестокие разборки мафии. В любом случае нам удается договориться по ключевым моментам.

Из интересного: на следующих этапах мы не останавливаем работу, если один из согласующих недоступен (ушел в отпуск, заболел, уехал в командировку). Нормоконтролера безболезненно подменяет любой другой технический писатель. Эксперта и аналитика никто не заменяет, так как слишком долго погружать нового человека в тему. По возвращению эксперт или аналитик «догоняет» нас, смотрит проделанную работу и выкатывает замечания, которые мы исправляем или нет – в зависимости от критичности.

Больше этапов создания видеоролика на Хабр.

Directum | «Весь» HR в IT на одной схеме

«Весь» HR в IT на одной схеме

9 июня в 10:59

Статьи про управление персоналом на Хабре — рискованное дело.
Наш уфимский HR умеет делать это красиво и без воды.
В новом материале она систематизировала и понятно описала все области компетенций HR в IT и спроецировала их на компании разных масштабов: стартап, среднячок и гигант.


 
Читать
Directum | Публичные контракты, как обеспечить их согласованность

Публичные контракты, как обеспечить их согласованность

21 мая в 09:49

ДАНО:
система, которая состоит из нескольких сервисов. Сервисы закреплены за разными командами. Сервисы-потребители зависят от сервиса-поставщика. Система развивается, и однажды сервис-поставщик меняет свои публичные контракты. Если сервисы-потребители не готовы к изменениям, система перестает полноценно работать.

ВОПРОС:
что теперь делать? Что делать, чтобы такого не случалось?

РЕШЕНИЕ:

 

Читать